Выставка Инны Широковой (chepetsk.ru)

В городе праздник – выставка Инны Широковой (chepetsk.ru)

17 января 2009 г. художественный салон «Этюд» встречал дорогих гостей — династию кировских художников Широковых. Художники Андрей Широков, его жена Маргарита и его сын Володя — дружно сопровождали старшего представителя династии — неутомимую труженицу, Заслуженного художника России Инну Алексеевну Широкову на открытии выставки ее работ в городе Кирово-Чепецке.

- В день празднования старого нового года, — пояснила директор салона Л.М. Шаклеина, — в салоне «Этюд» обязательно проходит выставка. Сегодня у нас очень большая радость — у нас в гостях Инна Алексеевна Широкова.

Хозяйка салона Людмила Михайловна зачитала отрывок из биографии Инны Широковой о том, как новогодние праздники проходили в годы детства художницы: «Иногда взрослые ухитрялись устраивать праздники и нам, детям, но было это крайне редко. Помню елку в мастерских: шторы были раздвинуты, помещение казалось огромным, елка наряжена ватными игрушками, самодельными шарами из папье-маше и конфетами. Кругом висели бумажные яркие цепи — мне казалось это необычайно красивым. У елки мы пели, водили хороводы, рассказывали стихи и, помню, впервые увидели Деда Мороза. Первый раз в жизни мы с братом тогда попробовали какао. Как удалось взрослым достать его во время войны, я до сих пор не понимаю. Они оставили этот праздник нам на всю жизнь, хотя сами в это время почти все болели дистрофией от недоедания, еле держались на ногах от усталости и голода».

- Я из семьи художников, — пояснила Инна Алексеевна на встрече. — Папа Алексей Петрович Широков был живописец, мама Фаина Анатольевна Шпак тоже закончила отделение живописи, но потом занялась скульптурой.

Вы все, наверное, знаете памятник Ленину на площади в г. Кирове. Это как раз ее совместная с М.М. Кошкиным работа. У Вечного огня есть две стелы, две скульптурные композиции — одну из них тоже делала мама. Мама в Кировской области создала очень много памятников всевозможных. Брат у меня, правда, по этому пути не пошел: он — кораблестроитель. А я «включилась» — после школы поехала поступать в художественное училище в г. Горький, закончила его и с 1961 года работаю здесь, в Кирове.

- Вы знаете всех художников известных вятских? — спросила Л.М. Шаклеина.

- Да, всех, — живо отозвалась художница, — и старшее поколение, и художников, которые сюда приезжали во время войны в эвакуацию, — я их всех помню, знаю. На протяжение всей жизни мы держали связь. Известные художники Чарушин, Быльев, Гладышева — целое поколение моего возраста. Юмагулов, Удов, Вершигоров немножко постарше. У нас было такое общество, когда все общались, знали друг друга, ходили по мастерским, помогали друг другу.

Теперь я уже одна из самых старших. Теперь уже пришли новые художники — я их почти не знаю.

Но и сейчас даже в выходные я беру свою собаку и иду в мастерскую. Причем, если я субботу или воскресенье по каким-то причинам пропустила, мне кажется, все идет насмарку, день потерян. Мне скоро будет 72 года, а я до сих пор каждый день работаю-работаю без отдыха.

Почему становится понятно, почему более половины работ Инны Широковой, представленных на выставке, — это работы 2008 года: «Сирень и яблоки», «Васильки», «Ромашки и люпин», «Пионы», «Весна», «Белки в парке», «Отдых», «Тюльпаны на окне», «Нарциссы», «Пионы и хохлома», «Осенний букет», «Дуня, сиди смирно, нас рисуют», «Цветы» и др.

По словам Инны Алексеевны, здесь представлена «очень малая часть, я сюда дала мелкие работы, у меня очень много больших работ: и натюрморты, и портреты, и композиции». (В октябре 2007 на выставке, посвященной 70-летию художницы, было выставлено около 150 работ Инны Широковой.)

- Больше всего вы ведь любите писать цветы и портреты? — уточнила Людмила Михайловна.

- Я портреты очень люблю. Я просто обожаю писать портреты. Цветы вынуждена писать, потому что портреты обычно не заказывают, а жить на что-то надо. Но если подходить к цветам, как к портрету, это тоже очень интересно.

На вопрос: «А какой цветок у вас любимый?» — художница ответила: «Пионы очень люблю». И, правда, 5 из 34 картин — изобраают букеты, составленные из пионов.

- У меня нет сада, покупать цветы очень дорого. Если мне принесут пару-тройку цветов, я могу сделать из них огромный букет, потому что цветок повернешь так — он такой, по-другому — он другой, по третьему — он опять выглядит иначе, на следующий день один распустился, другой немножко подвял, третий уже совсем склонился…

Словно в ответ на это признание, от лица управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации Инне Алексеевне преподнесли яркие, созвучные с творчеством художницы герберы:

- Мы очень рады, что в эти праздничные дни у нас в городе состоялся еще один праздник — эта ваша выставка. Глядя на ваши работы, хочется жить.

Много цветов подарили, много добрых слов сказали художнице коллеги и поклонники. Особенно отметили в авторе любовь к братьям меньшим. Вспомнили черного пуделя Еву, с образом которого неразрывно ассоциируется творчество Инны Широковой. С огромной нежностью вспоминала Инна Алексеевна свою Еву:

- Ева у меня была замечательная. Когда я начинаю чей-то портрет писать, она садится рядом и начинает позировать, и ей надо сказать: Евочка, я тебя не буду писать, иди, ложись — пойдет, ляжет.

Директор кирово-чепецкой художественной школы Л.Т. Брылин предложил Инне Алексеевне устроить весной выставку ее новых работ на втором этаже выставочного зала художки, с чем художница охотно согласилась.

Преподаватель художественной школы В.А. Верстаков поприветствовал семью художников такими словами:

- На Вятской земле было древо Васнецовых — такое древо складывается и у вас. Инна Алексеевна и Андрей Широковы — художники со светлым взглядом на жизнь. Инна Алексеевна пейзажем не занималась никогда — и за нее, и за себя это сейчас делает Андрей. Мне очень нравятся работы Андрея. Хочется пожелать дальнейших успехов и ему, и его сыну, и следующим поколениям вашей творческой семьи.

На встрече Инна Широкова рассказала зрителям о значимом для вятской земли человеке — скульпторе Михаиле Михайловиче Кошкине:

- 20 лет он был председателем Союза художников. Именно он «поднял» дымковскую игрушку. Во время войны жили четыре старушки в Дымкове, лепили дымковскую игрушку. Он посадил их в свою мастерскую, начал привлекать молодежь. Я помню, в его мастерской эти четыре старушки сидели, у каждой было по одной — две ученицы, и из рук в руки показывали, как делается дымковская игрушка. Тогда, во время войны, все промыслы распались. Только дымковская игрушка стала процветать. Ее мастерицы становились членами Союза художников, заслуженными художниками. Благодаря Михаилу Михайловичу Кошкину у Вятки сохранилось лицо — дымковская игрушка.

Наталья Масютина

Источник: http://www.chepetsk.ru/dni/news/2009-01-23